30
октября 2013 г. мы стали участниками удивительного события
в г. Венёв Тульской
области
Что такое г. Венёв, где он, чем известен?
Это
российский город, и ни где-нибудь в глубинке, а всего в 168 км от
Москвы, население
- около 15 тыс.человек.
Через
город проходит неэлектрифицированная железнодорожная линия
Москва-Донецк.
Оказывается, есть еще такие в нашей стране и даже на незаброшенном
направлении.
Город Венёв известен с 1371 г., он
был
основан как город - крепость для защиты Москвы от набегов с юга и
востока.
Город неоднократно подвергался набегам и разрушениям, но постоянно
восставал из
руин. Возрождение города началось в первые годы XVIII века со
строительства
Ивановского канала для соединения Волги и Дона. Строительство это
оживило
город: начала действовать парусиновая фабрика; мастерские по
изготовлению
канатов, собирались артели для выжигания угля, необходимого для
тульских
заводов, открывались каменоломни.
С
1866 г. в Венёве стал действовать земский орган самоуправления, в 1871
г.
состоялось открытие телеграфной линия Тула - Венёв. В 1890 г. вышел в
свет
энциклопедический
словарь
Брокгауза и Эфрона, в котором приводятся
сведения о Венёве: «всего в уезде 21 земское
училище и одна министерская
школа, 78 церквей. Из фабрик и заводов развиты только винокуренные,
пивомедоваренные, один небольшой песочно-сахарный и маслобойный. В
городе
училища: одно трехклассное городское, со 111 учениками, духовное со 122
мальчиками, и одно женское училище. Одна больница с 31 кроватями,
церквей 6».
Сегодня
в Венёве находится ГУП «Веневское
карьероуправление» (с 1929 г.), поставляющее
щебень для железобетонных изделий и дорожного строительства. ОАО
«Веал» и ОАО
«Венфа» выпускают
алмазный синтетический
порошок и на его основе производят алмазный инструмент. Стабильно
работает ЗАО
«Веневский маслозавод», динамично развиваются новые
производства: ООО «Русский
топливный брикет», ООО «Дикси»
(изготовление домофонной техники), ЗАО
«Оленьковский механический завод» (производство
спортивного оборудования и
инвентаря). Идет строительство завода холодильников. В районе построена
фабрика
«SCA Hygiena Products Russia» по производству
товаров народного потребления и
бумажной продукции.
Удалось
установить, что в Венёве есть детские сады (включая дошкольную
гимназию), две
школы, больница, частные клиники, аптеки, почтовые отделения.
В
городе сохранились замечательные памятники прошлого.
Но
впечатляет перечень имен веневцев, оставивших свой след в истории
России: во
время Отечественной войны 1812 г. полуторатысячное веневское ополчение
участвовало в сражении под командованием Кутузова у Тарутина,
Малоярославца,
Красного. Всем известен портрет художника Ореста Кипренского,
на котором, как до последнего
времени считалось, изображен партизан
Денис Давыдов. Но оказалось, что это лейб-гвардии полковник
(впоследствии
генерал) веневец Евграф Владимирович Давыдов - участник войны 1812 г.
Четверо
веневцев - участники декабристского восстания: Вяземский А.Н., Басаргин
Н.В.,
Нарышкин М.М., Аврамов И.Б. Веневцем был и контр-адмирал Руднев В.Ф.,
командовавший крейсером «Варяг».
Помещиком
Веневского уезда был великий архитектор В.И. Бажов, по проекту которого
построен Дом Пашкова в Москве.
В
Веневском районе начинал свою деятельность один из основоположников
железнодорожного
транспорта России Карл фон Мекк (1821-1876 г.), сын которого Н.К. фон
Мекк уже в
советское время продолжил дело отца, но
стал в итоге жертвой режима (1929 г).
По
идее Н.К. фон Мекка было построено известное здание Казанского вокзала
в Москве
(арх. А.В. Щусев) и конечно, баронесса Фон Мекк, о которой известно,
что она,
по сегодняшней терминологии, была спонсором Н.Р.Рубинштейна,
П.И.Чайковского,
Клола Дебюсси.
И
совсем недавняя история - Иван Алексеевич Лихачев уроженец Веневского
уезда в
1927 г. возглавил автомобильный завод АМО в Москве, впоследствии
получивший его
имя. В 1950-83 г. И.А. Лихачев - министр автомобильного транспорта и
шоссейных
дорог.
30.10.2013
в г. Венёв был открыт его памятник.
В
наши дни идет усиленное реформирование акционерного общества
«Российские
железные дороги», которое производит модернизацию вверенного
ему хозяйства. При
этом, восстанавливая сооружения прошлого - вокзалы, строя пешеходные
мосты, оно
не забывает об истории города.
В
этот день прошла торжественная церемония, посвященная открытию после
реконструкции ст. Венёв и присвоению ее коллективу почетного звания
«Предприятие эффективных технологий и эстетики».
В
церемонии приняли участие губернатор
Тульской области Владимир
Груздев,
начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер,
заместитель председателя Тульской областной Думы Сергей
Кондратенко,
министр транспорта и дорожного хозяйства Тульской
области Одиссей Куцуров,
работники железной дороги, жители Венёва и мы с Вильгельмом Юрьевичем
Казаряном.
Губернатор
отметил инновационные технологии, примененные в реконструкции станции,
и вручил
отличившимся коллективам и их руководителям награды.
За
применение в процессе реставрации впервые в практике строительства
асфальтобетонной плитки из литого асфальтобетона
«МОСТЛАБ» разработки ООО «НПП
СК МОСТ» на площади более 600 м2 у фасада здания станции
Вильгельм Юрьевич
Казарян получил из рук губернатора Тульской области В.С. Груздева Благодарственное письмо за
преданность
профессии, добросовестный труд и образцовое выполнение должностных
обязанностей.
Сахарова И.Д.